Главная


Она русская. Это многое объясняет

2013-03-27 11:40:35

ЭКСПЕРТ: Юрий Жижин, президент Ассоциации производителей «Русской водки»
Темы новейшей истории русской водки и ее положения на мировом рынке в нашем журнале обсуждаются, без малого 10 лет. Сегодня по поводу аутентичности национального напитка бытует достаточно много мнений. В такой ситуации главное - сохранить понимание потенциала «Русской водки», как национального достояния ликвидного и востребованного на мировом рынке. Одного из немногих, кстати, конкурентных продуктов российского производства.

Понять реальные перспективы «Русской водки» за рубежом нам вновь помог профессиональный и всесторонний материал, подготовленный ветераном алкогольного рынка, стоявшим у истоков советского водочного экспорта, а ныне возглавляющим Ассоциацию производителей «Русской водки» Юрием Борисовичем Жижиным.

Что имеем – не храним?

Водка является истинным русским напитком, созданным в России. Именно так оценивала ее Британская национальная энциклопедия 1929-1939г.г.

Россия - родина водки, которая, как никакой другой популярный алкогольный напиток в мире, имеет уникальную и неповторимую биографию.

Сведения о ней можно найти ещё в Вятской летописи 1184 года, а первое печатное упоминание по водке относится к XV веку, в связи с введением в России государственной монополии, что свидетельствует о том, что она в тот период уже стала массовым коммерческим продуктом на территории страны. В 1505 году было зарегистрировано начало экспорта водки, а в 1533 году в Москве было открыто первое питейное заведение.

Водка имеет глубокие корни в российской истории. Она давно стала неотъемлемой частью национального фольклора и культурного наследия.

В недалеком прошлом у иностранных потребителей водка всегда ассоциировалась с Россией, ее природными условиями и бескрайними просторами, со свободой и широтой души и волевым характером русского народа.

Однако это время может закончиться…

Национальное достояние

Русская водка должна была бы занимать одно из самых престижных мест в мировой алкогольной элите и стать культовым кумиром как шотландское виски, французские коньяки, шампанское и вина, мексиканская текила, карибский ром, польская водка и иные национальные напитки, снискав заслуженный почет, восхищение и преклонение.

К тому же, на элитном спиртном в питейной индустрии везде зарабатываются огромные деньги, и оно весьма доходная статья в бюджетах почти любой страны.

Бесспорно, что водка является национальным достоянием России, однако, ее судьба у нас совсем иная, чем в странах, где были созданы наиболее популярные в мире алкогольные напитки.

В недалеком прошлом у иностранных потребителей водка всегда ассоциировалась с Россией... Однако это время может закончиться.


По известным причинам у нас сложилось негативное отношение к главному национальному напитку, и добрых слов в адрес водки не услышишь.

По существу, отсутствует государственная и общественная поддержка экспорта водки, которая в советское время была постоянной и эффективной.


Следует напомнить, что оригинальная русская водка является сравнительно новым товаром на мировом рынке. Ее экспорт начался в конце 50-х годов прошлого столетия с поставок водки «Московская».

К 1991 году ежегодный экспорт водки составлял 2-3 миллиона ящиков, а наиболее весомые результаты были достигнуты при поставках водки «Столичная» в США благодаря тесному сотрудничеству с американской фирмой «Пепсико».

После распада Советского Союза наша страна фактически ушла с мирового рынка, освободив место для западных алкогольных компаний. Только спустя годы начался постепенный процесс развития экспорта российских водочных брендов, прежде всего, в страны ближнего зарубежья.

В настоящее время лидером поставок из России в западные страны является компания «Русский стандарт».

Экспортом водки занимается компания «Синергия» и другие фирмы.

Успешно продаются бренды «Белуга», «Парламент», «Зеленая марка», «5 озер», «Беленькая» и некоторые другие.

В США и на некоторых рынках сохраняет позиции разливаемая в Латвии водка «Столичная», но она потеряла статус «Русской водки».

В ближайшей перспективе, принимая во внимание обострение конкурентной борьбы, продолжающуюся глобализацию и наше более чем скромное место на международной арене, российской стороне необходимо принимать эффективные меры для поддержки и всемерного развития «Русской водки», с тем, чтобы в мире не забыли о стране ее происхождения, особых свойствах и несравненном качестве.

Разливаемая в России водка, имеет естественное превосходство перед аналогичной продукцией из третьих стран.

Главное ее отличие состоит в том, что используются сырье, спирт, вода и другие компоненты только из России, а в производстве - лишь присущие нашим специалистам традиции.

«Русская водка» имеет исключительную мягкость, особый букет и тонкий аромат, кристальную прозрачность, присутствие посторонних привкусов и запахов.

Главные особенности русской водки состоят в следующем:

• национальные традиции производства этилового спирта;

• специально подготовленная живая вода с оптимальным содержанием соли / минеральных веществ;

• оригинальный метод фильтрации водно-спиртовых растворов с применением березового древесного угля и песка;

• культура потребления водки, возникшая в конкретных историко-географических и природно-климатических условиях России.


Имя, достойное защиты

Начиная с 2003 года, российские фирмы получают в Роспатенте свидетельства Н.М.П.Т. (наименование места происхождения товара) «Русская водка». В них предусмотрены особые свойства продукта, характерные для товара «Русская водка» с оговоркой, что их достижение возможно только в том случае, когда все стадии производства продукта, включая бутилирование, осуществляются на территории Российской Федерации.

В 2010 году приступила к работе Ассоциация производителей «Русской водки» (далее - Ассоциация) в которую сейчас входят ФКП «Союзплодоимпрт», ОАО «Московский завод «Кристалл», ОАО «Росспиртпром», ООО «Русский стандарт водка» и калининградская фирма ООО «ИТАР».

Основной целью Ассоциации является координация деятельности ее членов в области экспорта, производства и охраны Н.М.П.Т. «Русская водка» в Российской Федерации и зарубежных государствах. На сегодня её первоочередная задача - регистрация «Русской водки» как географического указания в Европейском Союзе.

По существу, отсутствует государственная и общественная поддержка экспорта водки, которая в советское время была постоянной и эффективной.
Нами подготовлен комплект различной документации, на базе которой была составлена и направлена в Еврокомиссию заявка на регистрацию «Русской водки» как географического указания, которая отвечает требованиям алкогольного законодательства ЕС (Регламент ЕС №110/2008).

Это и существующая в Евросоюзе процедура регистрации заявок по географическим указаниям заняли достаточно длительный период времени. К тому же, Еврокомиссия не торопится, а многие вообще не заинтересованы и будут препятствовать регистрации «Русской водки».

Следует ожидать, что в марте-мае может быть принято решение о публикации Технического файла в официальном печатном органе Евросоюза. Затем предстоит ее длительное обсуждение со стороны стран – членов ЕС и заинтересованных фирм и организаций.

…«Русская водка» находится лишь в начале долгого и тернистого пути по завоеванию сердец и кошельков иностранных потребителей.


Полагаем, что, в конечном счете, нам удастся зарегистрировать в ЕС «Русскую водку» как географическое указание, и только тогда она будет пользоваться правовой защитой при поставках наших конкретных водочных брендов в страны-члены ЕС.

Открытость и сотрудничество

В настоящее время перед Ассоциацией встают новые задачи, которые должны существенно изменить характер ее деятельности.

Прежде всего, ей нужно придать максимально публичный характер и работать в постоянном тесном контакте с российскими и иностранными СМИ.

Желательно расширить сотрудничество, по крайней мере, с ведущими участниками российского алкогольного рынка с тем, чтобы привлечь их в Ассоциацию, в первую очередь, тех из них, кто уже имеет свидетельство Н.М.П.Т. «Русская водка».

Необходимо разработать программу государственной и общественной поддержки экспорта «Русской водки», определив ее желательные формы, для чего использовать опыт и законодательную практику ряда стран (законы по польской водке и мексиканской текиле).

Полагаем, установить прямые связи с аналогичными структурами стран Запада (Шотландская Ассоциация по виски и др.). В будущем Ассоциация должна иметь функции и выполнять те же задачи, что и эти влиятельные организации.

Водка пользуется все большим спросом во многих странах мира, уступая по продажам только виски в категории крепкого алкоголя. Однако «Русская водка» находится лишь в начале долгого и тернистого пути по завоеванию сердец и кошельков иностранных потребителей.

Мы с уважением относимся к зарубежной продукции, прежде всего, к водке «Смирнов», а также к польской, финской и иным водкам, каждая из которых имеет отличительные особенности, качество и национальный колорит.

Хотя они являются нашими конкурентами, но на огромном водочном рынке найдется место для всех оригинальных брендов и возможности для совместного плодотворного сотрудничества.



Подписаться на новости
Распечатать новость для босса

Публиковать у себя: