Главная


Алкоконгресс и Винный форум на ПРОДЭКСПО 2017

2017-01-11 21:16:31

9 января в Экспоцентре на Красной Пресне во время проведения выставки ПРОДЭКСПО-2016 прошли XI АЛКОКОНГРЕСС и II Винный Форум. Главной темой АЛКОКОНГРЕССА стала борьба с контрафактным алкоголем, а на Винном Форуме участники обсудили текущие проблемы российского виноделия.

По сложившейся в последние годы традиции, Конгресс открыл Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Фридрихович Звагельский, рассказавший о тенденциях изменения алкогольного законодательства и планируемых законодательных инициативах. По его словам, планируется дальнейшая либерализация алкогольного рынка, упрощающая деятельность легальных производителей и торговцев, - в частности, предполагается отмена запрета на дистанционную торговлю алкоголем через Интернет с введением на этот вид деятельности лицензирования. Этот шаг должен вывести основную массу игроков этого де-факто существующего рынка из черной и серой зон в правовое поле. Вместе с тем, планируется ужесточение ответственности за нарушения правил оборота алкогольной продукции. В частности, будет установлена ответственность — вплоть до уголовной — для оптовиков и предприятий розничной торговли, не подключившихся к ЕГАИС.

С вопросом к депутату обратилась директор предприятия «Славпром» Жанна Викторовна Беловол: сейчас на их винодельне скопились запасы вина, крепленого зерновым спиртом-ректификатом. Для того, чтобы его законно реализовать, необходимо получить «водочную» лицензию, стоимость которой в 10 раз выше винной (9 млн. руб. против 0.8 млн). А при отказе от этого вида деятельности пройти процедуру винного лицензирования помешают имеющиеся запасы крепленой продукции. После небольшой дискуссии выводы оказались неутешительны: при существующих законах производители поставлены перед необходимостью буквально слить имеющийся у них продукт в землю.


Руководитель контрольного управления ФАС Владимир Борисович Мишеловин рассказал о деятельности своего ведомства на алкогольном рынке, - в частности, о проблеме преференций, которые оказываются местным игрокам регионами, заинтересованными ростом поступлений от них в свои бюджеты. Это препятствует конкуренции и мешает деятельности игроков федерального уровня, а также компаний из других регионов. С точки зрения ФАС, развитию рынка мешает излишняя усложненность и запутанность нормативной базы, а здоровая либерализация пойдет ему на пользу. Ряд мер по регулированию алкогольного рынка обстоятельно изложен в докладе ФАС «О пресечении практики регионального протекционизма», который сейчас проходит правительственные слушания

Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Львович Попович отметил, что борьба с контрафактным алкоголем невозможна без четкого представления о «противнике». Вместе с тем, существуют самые разные, противоречащие друг другу оценки доли, занимаемой им на рынке, - от 25% до 65%, - полученные по разным методикам. Он предложил определиться с методами и конкретными цифрами.

В дискуссии на данную тему приняла участие Марина Лапенкова, компания Nielsen Russia, которая подтвердила самые пессимистичные цифры нелегального рынка (около 50%). Как вариант, одним из эффективных способов является сопоставление числа акцизных марок, выданных Росалкогольрегулированием, со статистикой реальных продаж алкоголя через розничные торговые сети. В дальнейшем Марина озвучила доклад-исследование по рынку алкогольной продукции, в том числе зависимость рынка от введения минимальной цены.


Борис Викторович Родионов («Родионов и сыновья») обратил внимание присутствующих, что в стране существует приблизительно 20 — 25 млн. человек, чье материальное положение не позволяет им приобретать водку по минимальной розничной цене 185 руб.. Именно они, не имея возможности покупать алкоголь по легальным каналам, и формируют базу для черного рынка, на котором реализуются контрафакт и разнообразные суррогаты. Бороться с этим невозможно, и при современном состоянии дел контрафакт оказывается непобедимым. По мнению г-на Родионова государство вместо бесплодных и бесполезных попыток борьбы должно взять управление этим рынком на себя, вытеснив с него нелегальную продукцию. С этой целью он предложил выпускать «социальную водку» для малообеспеченных слоев населения, которая продавалась бы в рознице по цене порядка 60 руб., - согласно его расчетам, экономически такая цена будет оправдана. Чтобы этот дешевый продукт не привел к вымыванию с рынка более дорогой и качественной продукции, «социальную водку» предлагается делать с намеренно ухудшенными вкусовыми характеристиками.

Леонид Попович выступил против данной инициативы, отметив, что целью государства должно являться постепенное снижение доли потребления крепких напитков за счет роста потребления напитков, сделанных как из винограда, так и из хмеля и солода. В качестве примера он напомнил о существовавших в СССР недорогих «народных» портвейнах.

В своем докладе представитель Комитета производителей алкогольной продукции Сергей Черненко озвучил два основных вектора, которые должны стать определяющими в алкогольном регулировании: это легализация интернет-торговли и снижение акциза на крепкую алкогольную продукцию.
В ходе дискуссии участники Конгресса обсудили пути дальнейшего развития законодательства. По мнению большинства высказавшихся, ФЗ-171 уже сегодня стал крайне громоздким, сложным для понимания и содержащим ряд юридических «ловушек». С учетом того, что виноделие, пивоварение и производство крепких напитков имеют сильно различную специфику, которая должна быть отражена в будущих поправках, целесообразнее всего было бы на смену морально устаревшему ФЗ-171 принять ряд законов, каждый из которых регулировал бы свою область.

Не обошли вниманием и проблемы смежных рынков: руководитель компании «СтеклоКонсалтинг» Наталья Невская, занимающаяся исследованиями рынка стеклотары, сделала обзор его текущего состояния. В течение последних лет стекольная отрасль постоянно наращивала объемы выпуска продукции, и сегодня Россия практически полностью обеспечивает себя бутылкой. По состоянии на 2015 г. импортировалось лишь 1.1% потребляемой стеклотары, причем основными потребителями являются Калининградская область и Крым, что вызвано транспортно-логистическими причинами. Вместе с тем, бутылка российского производства активно экспортируется, чему благоприятствует валютная конъюнктура.

На этом Конгресс завершил свою работу, и после краткого перерыва в том же зале открылся Винный Форум, основной темой которого стала проблема импортозамещения.

Руководитель Департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова рассказала о реализуемой в Ростовской области программе создания винодельческого кластера «Долина Дона», куда под патронажем руководства области входят научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, винодельческие хозяйства, объекты туристической инфраструктуры, а также производители техники и оборудования.

Председатель правления Черноморского форума виноделия В.Н.Меркушев рассказал о формирующемся причерноморском винодельческом мегакластере и о готовящемся на июнь текущего года очередном Форуме, а также призвал добиваться проведения очередного конгресса Международной организации виноградарства и виноделия в России.

С докладом выступил руководитель Винодельческого Союза Борис Катрюхин, который поставил ряд актуальных отраслевых вопросов, в том числе о необходимости скорейшего введения регламентов для вступления в силу закона о винах географических указаний.

Генеральный директор Инкерман Интернейшнл – крупнейшего производителя вина в Крыму, Алексей Геннадьевич Липко отметил в своем докладе трудности в диалоге бизнеса и власти, а также неуверенность виноделов в завтрашнем дне.

Леонид Львович Попович, не понаслышке знакомый с трудностями винного лоббизма, тем не менее смотрит на ситуацию развития российского виноделия с оптимизмом, и полагает, что при правильной стратегии (которой в ближайшее время займется МинСельхоз) Россия вполне способна обеспечить себя вином «на все 150%»

В ответ на риторический вопрос ведущего, руководителя компании КИТМЕДИА Юрия Юдича«Винной России быть?», Леонид Попович уверенно ответил: «Винная Россия была, есть и будет!». На такой оптимистичной ноте был закрыт Винный Форум и Алкоконгресс.

После завершения работы Форума состоялась торжественная церемония награждения победителей рейтинга ВИНОСКОП «Вино из России», который является частью проекта, организованного компанией КИТМЕДИА при поддержке ТК «Директива». Был презентован справочник «Вино из России», а гости могли продегустировать Кагор от Дербентского коньячного комбината – обладателя «ГранПри» премии ВИНОСКОП.

Источник:alcoexpert.ru



Подписаться на новости
Распечатать новость для босса

Публиковать у себя: