Главная


Особенности регистрации товарного знака для товаров, относящихся к алкогольной продукции

2017-05-22 04:57:13

Регистрация товарного знака в отношении  алкогольной продукции имеет  определенные нюансы. Роспатент достаточно требовательно относится к обозначениям, заявляемым на регистрацию в отношении товаров 33 класса, поэтому юридическим лицам, желающим зарегистрировать на себя подобные знаки, следует знать определенные тонкости. Так, при подаче заявки на товарный знак в отношении товаров 33 класса следует учитывать следующие особенности. Существует ряд напитков, названия которых представляют собой наименования места происхождения товара. Особые свойства этих напитков исключительно или главным образом определяются характерными для географического объекта, на территории которого они производятся,  природными условиями. Примерами  таких названий являются «шотландский виски (или скотч)», «шампанское», «коньяк», «текила». Указание названия этих напитков в списке заявляемых товаров, ровно как и указание их на этикетке, заявляемой на регистрацию в качестве товарного знака, повлечет за собой ряд трудностей. Так, например,  название «виски» защищено государственными законодательными актами Великобритании, Европейского Союза и Всемирной Торговой Организации. Шотландским виски может называться только продукт, отвечающий ряду требований и производящийся на территории Шотландии по определенной рецептуре. В случае, если в Роспатент поступает заявка на товарный знак, включающий в себя словесный элемент «виски/whiskey» или «шотландский виски/Scottish whiskey», при этом заявителем является российское юридическое лицо, заявителю понадобится представить комплект документов, подтверждающих, что товар, в отношении которого испрашивается правовая охрана товарного знака, действительно производится на территории Шотландии, соответствует ряду требований, предъявляемых к шотландскому виски, а кроме того, предоставить письменное согласие от Ассоциации производителей шотландского виски, подтверждающее, что производимый заявителем товар действительно соответствует предъявляемым к ним требованиям. В случае непредставления таких документов в регистрации товарного знака будет отказано.

Кроме того, были прецеденты, когда экспертиза отказывала в регистрации знака, в состав которого входил словесный элемент «Scottish» (без включения  в состав знака элемента whiskey /виски), в случае, если в списке товаров был указаны позиции 33 класса, в частности, позиция «бренди». В этом случае экспертиза исходила из того, что покупатель, видя на прилавке бутылку крепкого алкогольного напитка  с надписью «Scottish», может предположить, что представленный товар является шотландским виски.  С учетом изложенного, производителям алкогольной продукции, желающим зарегистрировать на свое имя товарный знак, включающий в себя подобные словесные элементы (даже с учетом того, что словесный элемент «Scottish» напрямую не указывает на виски/скотч), следует помнить о возможных рисках получения отказа в регистрации.

То же касается и, например, текилы, которая производится лишь в нескольких штатах Мексики по оригинальной рецептуре из голубой агавы. В защиту названия  данного  напитка было издано несколько законодательных актов, а также создан Совет по надзору за производством текилы, который осуществляет контрольные функции.  Для регистрации в качестве товарного знака этикетки, включающей в себя словесный элемент «tequila», заявителю также понадобится представить документы, подтверждающие, что он имеет право использовать данный словесный элемент и что его товар отвечает соответствующим требованиям.

Для того, чтобы избежать указанных выше трудностей, российским юридическим лицам следует помнить несколько правил при подаче заявки на товарный знак в отношении алкогольной продукции. Во-первых, не заявлять в составе товарного знака элементы, которые являются охраняемыми географическими указаниями. Оставить указанные элементы в составе товарного знака в качестве неохраняемых можно только в случае, если заявитель сможет представить необходимый пакет документов, подтверждающих, что использование такого названия напитка законно и обоснованно.

Периодически заявители пытаются указать охраняемые наименования в перечне заявляемых товаров, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака,  что также является недопустимым. Подобные позиции  необходимо заменять терминами МКТУ: виски/коньяк - бренди, шампанское-вино игристое, текила-напиток, полученный перегонкой.

Наконец, не стоит забывать и про случаи, когда регистрация товарного знака испрашивается в отношении позиций алкогольной продукции, не относящихся к охраняемым наименованиям. Многие заявители, желая привлечь дополнительную аудиторию и повысить спрос на свой продукт, заявляют на регистрацию обозначения, выполненные на иностранном языке (как правило-итальянский, испанский, немецкий). В этом случае также велик риск того, что экспертиза попросит представить пакет документов, который докажет, что товар под указанным товарным знаком производится на территории соответствующего иностранного государства. В случае такого запроса со стороны Роспатента непредставление указанных документов также повлечет за собой отказ в регистрации знака со ссылкой на пункт 3 ст.1483 ГК РФ: введение потребителя в заблуждение в относительно товара (его свойств, места происхождения) либо его изготовителя.

Автор:Ирина Потапуина



Подписаться на новости
Распечатать новость для босса

Публиковать у себя: