Самые дорогие алкогольные напитки
«Из личного (про водку)» Евгений Гришковец
Узо — напиток для неторопливых
"Смешать, но не взбалтывать" и другие знаменитые кинококтейли
Самые необычные дизайнерские решения для водочных брендов
COPY-PAST. Копирование чужих брендов. Удачная стратегия или пиратство?
Этот материал продолжает серию публикаций, раскрывающих секреты создания и продвижения торговых марок. Нередко производители, обращаясь к услугам дизайнера, недоумевают, если специалист, приступая к работе по созданию товарного бренда, просит их показать производство или просто поводить по тому городу, где оно расположено. Между тем, дизайнер — это особый образ мысли и, если хотите, способ существования. Иногда работа над брендом начинается просто с воспоминаний или ассоциаций
Вначале 60-х я, маленький мальчик пяти лет в берете на бок «а-ля Фидель Кастро», вместе с отцом часто заходил в огромный, как тогда казалось, московский гастроном на «Соколе», чтобы выпить томатного сока. Из больших конусных стеклянных колб продавщица наливала в граненый стакан густую красную жидкость, а рядом стояли солонка и стакан, наполненный водой, с чайной ложкой. Вкус этого сока не повторить ни одному современному производителю. Время не то… Почему-то отчетливо в память врезалась такая картина: на кафельном полу гастронома один на одном выстроены деревянные ящики. В них стоят зеленые бутылки с водкой, пересыпанные светлыми колечками стружки. Конечно, это была знаменитая «Московская».
Плоды ностальгии
Занимаясь профессиональным брендингом алкоголя, я не однажды вспоминал эту картину. Всегда создавая что-то «в стол», в январе 2001 г. я сделал несколько ностальгических эскизов «чекушки», «шкалика» и «первача» — водки для разумного употребления с ностальгической ноткой по прошлому времени. Сделал и забыл.
А в октябре этого же года приехали два молодых человека из тульской фирмы «Простые продукты» — Вадим Касьянов и Игорь Сергиенко. Они показали мне свой продукт — водку в зеленой бутылке с сургучом под названием «Простая».
Что-то их не устраивало в стандартной бутылке 60-х гг. И тут я вспомнил о своих эскизах, посвященных старой московской водке. Посетители показались мне искренне заинтересованными и серьезными, и я рассказал им о своей идее создания водочного бренда с «историческими корнями»: сделать бутылку похожей на продукцию «Главликерводки» ГОСТа 1941 г., а не стилизовать ее под 60-е. Мое предложение нашло живой отклик у молодых предпринимателей, и работа началась. В октябре был подписан договор и поэтапный план работы над комплексным дизайном, который включал в себя создание логотипа «Главспирттрест», бутылки, этикетки и концепции рекламного продвижения. Для начала мы собрали имеющиеся материалы по истории водки марки «Московская». Нашли оригинальную бутылку с этикеткой 1941 г. В литературе были обнаружены образцы бутылок 50-х, 60-х и 70-х гг. Между прочим, первые образцы экспортной «Московской» со знаменитым знаком «СПИ» («Союзпродоимпорт») были выполнены гуру отечественного графического дизайна Валерием Акоповым.Мал золотник, да дорог
Спустя две недели после начала работы заказчику было предложено около тридцати вариантов эскизов бутылок на заданную тему. В них были представлены образцы с рельефным изображением логотипа и товарного знака «Главспирттрест».
Но все равно отличий от гостовской бутылки было мало, что в перспективе сулило трудности с патентованием. И тогда мне в голову пришла идея прижать горловину в ее средней части. Таким образом, она стала напоминать более старый продукт из эпохи «монопольки» и русской четверти», как будто говоря, что бутылка рукотворная, стекло формовалось в старинной деревянной пресс-форме. Это был именно тот штрих, про который говорят: «Мал золотник, да дорог».
Теперь оставалось нанести надписи на внешней стороне бутылки. Впереди сверху поместили логотип «Главспирттрест», а сзади горельефом сделали надпись «водка». Таким образом появились три отличительных признака новой бутылки, и можно было смело подавать дизайн для патентования промышленного образца в «Роспатент». Заказчик забрал готовый дизайн-проект для предварительного просчета стоимости на стеклозаводе в конце декабря 2001 г.
Разработка товарного знака и этикетки
мы приступили к окончательной разработке графемы «Главспирттрест», товарного знака, этикетки и рекламного сопровождения. После изучения исторических материалов хотелось предложить что-то оригинальное, свое. Нами было выполнено большое количество эскизов, которые, соблюдая стилистику проекта, закладывали в коммуникацию с потребителем ретро-стиль 40–50-х гг. прошлого века. В процессе работы мы обращались к советской символике, архитектуре, плакату, журналам мод и даже «Книге о вкусной и здоровой пище».
В определенный момент стало понятно, что в команде не хватает сильных графических дизайнеров. Пришлось обращаться за советом к президенту Союза дизайнеров России Юрию Назарову, который порекомендовал хорошего специалиста Юрия Зюзева.Кроме того, к работе был привлечен мой старый знакомый, дизайнер Андрей Ленский. Его консультации в работе над этикеткой оказались ценными. В моем архиве сохранились десятки интересных решений на основе советских плакатов и образцов бланков документов, демонстрирующих процесс создания марки. По идее заказчика — Вадима Касьянова, главным героем на этикетке должна была выступать «зеленая марка», которая сообщала потребителю о некой чистоте природном происхождении продукта. результате было выбрано несколько основных вариантов.
Рекламный плакат - часть имиджаПодход к решению рекламного плаката был основан на двух креативных посылах. Первый — «народный». Как будто сошедшие с плакатов передовики производства 40–50-х гг. рассказывают об успехах своего предприятия «Главспирттрест». Второй — более эмоциональный и повышающий статус марки, с изображением манекенщиц из модных журналов тех лет со слоганом «Летом, осенью, зимой «Главспирттрест» всегда с тобой».
Этот этап до сих пор лежит у меня в архиве за 2002 г. Вскоре проект был запущен и успешно заявил о себе. После удачного завершения нашего проекта «Столичный доктор», бренд «Главспирттрест» еще раз доказал жизнеспособность и необходимость эмоционального построения коммуникативной концепции алкогольного бренда, в которой четко обозначена его главная идея со всеми характерными, яркими признаками. Над проектом работали: идея - Вадим Касьянов и Игорь Сергиенко; творческая команда - Алексей Александров, Андрей Семейкин, Владимир Линьков, Антон Ленский, Юрий Зюзев.
Свидетельство успеха
С момента окончания работы прошло три года. Бренд пользуется большой популярностью у потребителя. Бывая в С.- Петербурге, я всегда покупаю своим партнерам-иностранцам сувенирный брезентовый портфель с двумя бутылками «Главспирттреста» и веником для бани (почему-то его нет в продаже в Москве). Созданный бренд имеет счастливую судь- бу, хотя в последнее время я замечаю некоторые изменения в бутылке: у нее появилась конусность к низу, рельефные надписи на английском языке. Она стала более «модной» и, на мой взгляд, теряет ту неповторимую ауру старой советской «Главликерводки».
© Alexandrov design house
© 2010. Алкоонлайн, все права защищены