Главная >> Первые лица компании


Алексей Кочетов - основатель и владелец "Очаково"

2010-12-02 14:37:41
Компания "Очаково" осталась последним относительно крупным российским игроком на отечественном пивном рынке, который поделили между собой пять иностранных концернов. Несмотря на падающие продажи, компания пока не планирует отказываться от производства пива, и по-прежнему намерена бороться за долю на рынке самостоятельно. При этом "Очаково" стремится диверсифицировать свой бизнес за счета увеличения выпуска безалкогольной продукции, вина и крепкого алкоголя. Об итогах работы в 2010 году и дальнейших планах "Очаково" "Интерфаксу" рассказал президент и основной владелец компании Алексей Кочетов.   
 
    - Как вы оцениваете итоги 2010 года? Как повлияла аномальная жара на продажи "Очаково"?    
 
    - Засуха и неурожай отразятся на качественных показателях пива, однако пока это влияние не так ощутимо. У нас были хорошие запасы, которые составляли 70% от потребностей, поэтому нам это сильно не грозит. Сегодня мы по крупицам собираем зерно с нормальными качественными показателями, потому что нам не нужны такие объемы, как, допустим, "Балтике" и другим заводам, у которых запасов не было. То есть засуха повлияет не только на себестоимость производства - цены на пивоваренный ячмень уже выросли в три раза - она также отразится и на качестве пива, потому что зерно более "щуплое" и содержание белка совершенно другое.
 
    Себестоимость производства одного литра пива тоже увеличилась в три раза. Но многие заводы пока работают на старом солоде - как правило, переходящий запас ячменя и, соответственно, солода, должен быть минимум двухмесячный. На мировом рынке солод уже подорожал: раньше самая высокая цена в Европе была 560 евро за тонну, а сейчас предлагают уже по 600 евро за тонну. Для нас это некритично - у нас своя солодовня. Но, для других заводов, у которых нет солодовней и достаточных запасов, это, я думаю, будет проблема.
 
    При этом для "Очаково" как производителя кваса жара была как манна небесная. Если в прошлом году мы выпустили где-то 15 млн декалитров, то в этом году мы должны выпустить 24 млн декалитров. По остальным направлениям - продаже крепкого алкоголя, слабоалкогольных и безалкогольных напитков - у нас тоже есть рост, но не такой, как хотелось бы. Однако грех жаловаться на судьбу: для нас она была благосклонна.
 
    Однако сам по себе этот год был для нас довольно непростым, главным образом из-за того, что акциз на пиво вырос в три раза. И как мы и предполагали, так и получилось: произошло значительное падение продаж пива. Падение по нашей группе заводов составило около 10%. А если, как говорят, акциз вырастет на 17%, то, как мы подсчитали, литр пива в магазине подорожает на 15 рублей - и это только от одного повышения акциза. Если сегодня принимаются такие решения, как подъем акцизов, то это значит, что у чиновников агония. Когда существует дефицит средств, и стоит задача пополнить бюджет, как это можно сделать? Мировая практика говорит, что необходимо сокращать издержки, управленческий аппарат, решать проблему коррупции. Нужно наводить порядок, а не повышать налоги.
 
    А еще предлагают ввести новый закон об отнесении пива к алкогольной продукции. И это притом, что пиво нигде в мире к алкоголю не относится. Очередное "ноу-хау" наших народных избранников. От этого закона я ничего хорошего не ожидаю. Слава богу, что у нас такая многопрофильная компания. Если примут этот закон, это будет катастрофа. Причем не только для пивоваров, но и для всех смежников - а на одного работника пивоваренной отрасли приходится восемь работников в смежных отраслях.    
 
    - Не планируете отказаться от производства пива в пользу других напитков?    
 
    - Нет. Я думаю, пока нет. Во-первых, столько труда вложено в это дело, закуплено самое современное оборудование. Второй вопрос: мы проповедуем идеологию, что российский потребитель должен потреблять высококачественную продукцию по доступным ценам - так и отказаться от нее? Так что таких планов нет. Да, может быть дальнейшее сокращение производства. Но у меня совсем другая идеология. Нам самое главное заработать на налоги, зарплату и на то, чтобы закрыть себестоимость. Как ни парадоксально, прибыль меня не интересует. То есть она интересует, как дальнейшее развитие. Но у нас акции не "гуляют" на бирже. А для публичных компаний это смерти подобно: прибыль падает, курс акций падает, они могут вообще стать банкротами. А меня это не интересует.    
 
    -А сами выводить акции на биржу не планируете?    
 
    - Нет, а зачем это нужно? Так мы спокойно живем, не дергаемся - покупают акции или не покупают. Мы получаем кредиты в банках под нормальные проценты. Я не буду озвучивать - это коммерческая тайна. Но мы не зависим ни от кого. Да, это выгодно, это дополнительные средства для развития. Но мы и так построили 10 предприятий.    
 
    - А еще строить будете?    
 
    - Будем, но сейчас кризис идет. У нас есть планы, мы сейчас их прорабатываем, но реализовывать, пока кризис не кончится, я думаю, нет смысла. На следующий год у нас есть планы по наращиванию мощностей - по квасу, по производству исходного сырья для него. Но это не глобальное строительство, как, например, построить завод - на чистую площадку пришли и начали строить. Кроме того, у нас есть планы выпустить к сезону новый вид продукции по всей нашей номенклатуре, а это пиво, квас, вино, коктейли, крепкий алкоголь и безалкогольные напитки. По вину у нас стоит задача в будущем начать выпуск высококачественного вина, не уступающего французским и итальянским винам. Сейчас идет оформление бутылок, в которые будет разливаться это вино. Так что скоро порадуем потребителей: в России не только выпускают водку и гонят самогон, но и умеют делать высококачественное вино.    
 
    - Какую долю от общего объема продаж составляют безалкогольные напитки?
 
  
 
    - Объем продаж безалкогольной продукции составляет не так много от всего объема - около 5%. Квас считается отдельно - в этом году на его долю приходится 31%, по пиву это 57% в этом году.  
 
    - Какой объем продаж пива ожидаете по итогам года?    
 
    - Мы ожидаем падения на 10% от плана. План на 2010 год мы ставили на уровне прошлого года - мы чувствовали, что бессмысленно планировать рост. Планируем, что продажи пива по итогам года составят около 38 млн декалитров.    
 
    - Планируете ли покупать более мелких производителей пива?    
 
    - Нет. У нас есть определенные планы, я их не буду озвучивать. Мы на месте не стоим, собираемся вкладывать большие деньги в закрепление и улучшение ситуации по продажам пива. Легче и проще построить завод на новой площадке, если уж заниматься расширением, то надо строить заводы.    
 
    - Пускать к себе "иностранца" тоже не хотите?    
 
    - Нет. Развиваться планируем только за счет кредитов и собственных средств. У нас своя идеология. Были предложения от международных компаний, в том числе и от производителей, чтобы мы продались. Но мы озвучили, что мы расширялись не для того, чтобы получить деньги от продажи и пузо греть на солнышке. Это в нашу идеологию не входит. Как я иногда говорю: пока я жив, и живы мои партнеры, завод никогда не будет продаваться. А то все иностранное в магазине. Уже гвозди стали иностранные. Пусть хоть квас наш будет. По пиву посмотрим, но тоже будем бороться.    
 
   - Какую долю на российском рынке занимает пиво "Очаково"?    
 
    - Около 4,5-5%. Есть определенные планы по развитию, но я считаю, что надо кризис пережить. Что планировать сегодня и ухать деньги в неизвестность, когда мы все знаем - покупательская способность упала. Есть такое понятие - длина чека в магазинах. Мы за этим делом следим, и длина чека сократилась по сравнению с докризисной - это не очень хороший показатель.    
 
    - Производите ли собственные торговые марки для ритейлеров?    
 
    - Мы пока еще ничего для них не выпускаем, хотя поступают такие предложения, и мы их рассматриваем по отдельным сетям. Однако решение еще не принято. Может быть, это веяние времени, и придется нам это делать, потому что это все же наши партнеры, и надо жить по-партнерски.    
 
    - Какой объем выручки ожидаете по итогам года?    
 
    - В 2010 году 17,5 млрд рублей. В 2009 году выручка составляла около 16 млрд. При этом в прошлом году мы выплатили налогов на 4,74 млрд рублей - комбинат выступал как печатный станок. На будущий год планируем рост объема продаж на 8%. По выручке сказать затрудняюсь. С учетом роста акциза, продаж в натуральном выражении и с учетом того, что цены тоже будут расти - из-за роста цен на зерно, сахар, спирт - выручка должна вырасти процентов на 10 как минимум.


Подписаться на новости
Распечатать новость для босса

Публиковать у себя: