Главная >> ЦИФРРА


«После первой не закусываем…»

2010-12-06 13:45:11

«После первой не закусываем…»

Перечитал очередное послание Президента России. Предложил одному из изданий опубликовать их все с начала 90−х следующим образом: Первое: задачи, выполнение задач; Второе— точно так же и т.д. Уже можно подводить итоги всех посланий до 2006 г. (хотя бы 5 лет на реализацию каждого надо). Обратил внимание на важный пункт последнего послания: «Органам власти надо избавиться от непрофильных активов. Органы власти не должны быть владельцами заводов, газет, пароходов, им необходимо избавиться от имущества, не имеющего отношения к выполнению прямых обязанностей». Я против ГМП, но почему надо избавляться от нормально работающих госактивов – не понимаю; как не могу понять, что мешает работать реально эффективно госкомпаниям в России кроме коррупционной составляющей. Тем более, что у Президента есть с помпой сформированный кадровый резерв. И целых две партии…

Начал разбираться, а что такое тогда профильный госактив— оказалось, что только сама власть в государстве.  Таким образом, сосредоточение государства на самой власти, исключительно на процессе управления  и поможет нам всем  выйти к развитому и гармоничному обществу. Только номенклатурной политикой попахивает: не справился человек (в данном случае государство или организация) с управлением реальной экономикой – хотя, что мешало(?), с руководством конкретной компанией, его передвигают на общественно – политическую  работу (руководство более простыми процессами) – управление государством… 
Почему каждый раз об этих неалкогольных процессах: социально— экономическая политика государства все последние 20 лет оставалась одним из основных источников  алкоголизации значительной части (не менее 30%)  населения нашей страны. И нет никаких оснований полагать, что что-то в этом отношении изменится. Антиалкогольная политика или политика по снижению алкоголизации может базироваться  только на реально позитивной социально— экономической политике для нижних слоев населения и молодежи.

Россия

Акцизы, Олимпиада-2014, ЧМ-2018 («Хлеба и зрелищ!»)

В 2013 году мы изберем на 6 лет нового Президента, на долю которого выпадет возможность устроить в России великие зрелища: Олимпиада и ЧМ по футболу. Россия не поскупится на мероприятия. На их организацию пойдут наши с вами общенародные деньги. Но кроме того –  это не может это не «качнуть» в сторону «фискальности  акцизов» и наш рынок. В нашей экономике точно ничего серьезного за это время не произойдет.

Наше сегодняшнее Правительство уже получило за последние 10 лет уникальную возможность анализа своих прошлых действий. До 2000 года: хаос и разрушение экономики до 95; передых и развитие – надувание государственного финансового пузыря, дефолт и ликвидация последствий лопнувшего пузыря)— слишком все бестолково, сумбурно  и быстро. Никакой системы. С 2001 по октябрь 2008 г. спокойный рост с чувством превосходства над всеми и создание условий для внутреннего финансово— экономического кризиса на фоне внешнего. С 1999  по 2010 – замкнутый 10−летний западный кризисный цикл. В 2010 – стабилизация кризиса с элементами развития ситуации.    Есть основа для грамотного планирования и последующего созидания. Пока нет ни того, ни другого… Но не может не появиться.

За эти 10 лет акцизная политика государства была вообще «никакой». Принцип был один: вперед и выше. А после роста цен на нефть с начала 2000−х интерес к акцизной политике как к возможному регулятору каких-то процессов на алкогольном рынке вообще пропал. До кризиса рынок водки и ее суррогатов был стабилен: 25% объема рынка — суррогаты, 25% объема – нелегальная водка; 50% — легальная водка. Задача по акцизам была одна— в следующем году не ниже, чем в текущем. И все. Растущая ставка обеспечивала выполнение задачи.  И акцизная политика поддерживала этот идеальный расклад до кризиса, а в кризис пошел  крен в сторону нелегальной продукции. С 1.1.2010 введена МРЦ, которая изменила ситуацию в секторе легальной розничной торговли в сторону легальной продукции.  Что там происходит в секторе суррогатов и подпольной водки – одному богу известно.  

Пусть собранные и потерянные за 10 лет акцизы в млрд рублях считает Счетная Палата. Хочется просто посмотреть – как выросли ставки акциза за эти годы (Таблица А).

21 июня 2001 года решением нашего славного Правительства была  установлена минимальная отпускная цена на водку – 38 руб. за 1 литр с завода (18 руб. за 0,5 л). На 1 января 2010 был установлена новая минимальная отпускная цена в 70 руб. Итого за 9 лет отпускная заводская цена на водку  в России выросла всего в 3,9 раза. На 1.1.2011 рост составит уже 4,3 раза.

 Ставка акциза на водку выросла с 2001 по 2010 г.г. в 2,4 раза (с 88 до 210 руб.). В 2011 году рост составит уже 2,6 раза, в 2012 г. – 2,9 раза, а в 2013 – 3,18 раза. Но не стоит рассматривать небольшие уровни прироста акциза в Таблице на 2013 г. как руководство к действию. Повысят точно и серьезно (плюс – и ЧМ -2018 надо проводить, а денег на это нет).

Акцизная политика государства стала на протяжении последних 10 лет в России источником существования суррогатного и нелегального рынков крепкого алкоголя, и продолжает им являться и сегодня. МРЦ в 89 руб., а с нового года в 98 руб. изгоняет нелегальную водку из «храма легальной розничной  торговли» за ее пределы. И сегодня в официально легальной бутылке водки в 89 руб. – 60% акциз и НДС (54 руб.). От этой ежегодно растущей суммы государство не откажется никогда.  В этом  залог многолетнего будущего суррогатного, нелегального и подпольного продуктов. Сегодня всеми силами руководство государства работает над улучшением внешнего имиджа России; на алкогольном рынке – то же самое— розничный имидж алкогольной торговли  будет практически безупречен (максимально легален). 

В вине акциз ничего героического не сделал. Но хотя бы практически не рос с 2003 по 2009. Мысли о необходимости доступности натурального  вина начали приходить в государственные головы только в 2010 году. Но акцизом здесь не поможешь. Хотя, как сказать: в 2009 году в бутылке натурального российского вина за 85 руб. акциз был всего 2 руб., а в 2013 г. уже 5,3 руб. А по шампанским винам и того хуже: 8 руб. в 2009 и 18 руб. в 2013 руб. Если эти деньги отдать нашим виноградарям на развитее – это другое дело.

Пиво до 2010 года было практически безакцизным алкогольным продуктом; теперь его вывели на общий уровень алкогольности. Государство фискально безусловно выиграло в акцизах. Побочные эффекты пусть рассматривает оно само.

Таблица А. Ставки акциза на алкогольную продукцию в РФ с 2001 по 2013 г.г.

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010 

Прир. 2010 к 2001

2011

Прир. 2011 к 2010

Прир. 2011 к 2001 

2012

Прир. 2012 к 2011

Прир. 2012 к 2001

2013

Прир. 2013 к 2012

Прир. 2013 к 2001

Прир. 2013 к 2010

Спирт этил.; кон. спирт с 2011

8,0

14,1

16,2

18

19,5

21,5

23,5

25,2

27

30,5

В 3,8 р

34 

+11,5%

В 4,25 р

 

 

 

 

 

 

 

До 9% с доб. спирта (без вин)

45,2

50,6

58

70

76

83

162 (>6%)

110

121

158

В 3,5 р 

190

+20,3%

В 4,2 р

230

+21,1%

В 5 р

245

+6,5%

В 5,4 р

+55,1%

>9% с доб. спирта (без вин) для >25% до 2006

88,2

98,8

114

135

146

159

162

173,5

191

210

В 2,4 р

231

+10,0%

В 2,6 р

254

+10,0%

В 2,9 р

280

+10,2%

В 3,2 р

+33,3%

9%−25% (без вин) до 2006

65,1

72,9

84

100

108

118

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,0%

 

 

 

 

Вино виногр. натуральное

3,15

3,52

2,0

2,2

2,2

2,2

2,2

2,35

2,6

3,5

+11,1%

5,0

+42,9%

+58,7%

6,0

+20%

+90,5%

7,0

+16,7%

В 2,2 р

В 2 р

Вино натур. нетрадиц. некрепл.

 

 

4,0

4,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вино за искл. натур., шамп. и игр. (для 15% рассчет)

5,5

6,15

7,1

 

14,2

16,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вино нетрадиц. крепленое (для 15%)

 

 

11,2

13,13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шампанское, игристое

9,45

10,6

10,5

10,5

10,5

10,5

10,5

10,5

10,5

14

+48%

18

+29%

+90%

22

+22%

В 2,3 р

24

+9%

В 2,54 р

+71%

Пиво 0,5%— 8,6%

1,0

1,12

1,4

1,55

1,75

1,91

2,07

2,74

3,0

9,0

В 9 раз

10

+11%

В 10 раз

12

+20%

В 12 р

13

+8,3%

В 13 р

+44%

Пиво более 8,6%

3,3

3,7

4,6

5,3

6,28

6,85

7,45

8,94

9,8

14

В 4,24 р

17

+21;%

В 5,15 р

21

+23,5%

В 6,26 р

23

+9,5%

В 7 р

+64%

В общем и целом, в Таблице А и так все ясно. Ее водочно— акцизную часть можно совместить с учтенными продажами легальной и нелегальной водки в 2001 – 2009 г.г. (Таблица Б). 

Таблица Б. Ставка акциза на водочную продукцию в РФ с 2001 по 2013 г.г.  и средний объем учтенных розничных продаж водки и ЛВИ на душу населения в системе легальной розницы.  

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010 

Прир. 2010 к 2001

2011

Прир. 2011 к 2001 

2012

Прир. 2012 к 2001

2013

Прир. 2013 к 2001

Ставка акциза на водку  и ЛВИ (руб,)

88,2

98,8

114

135

146

159

162

173,5

191

210

В 2,38 раза

231

В 2,6 р.

254

В 2,88 р.

280 

В 3,18 р.

Розничные продажи —

Учтенное потребление водки и ЛВИ на душу населения  в год (л) (Росстат)

14,3

14,5

15

14,5

14,2

13,8

13,0

12,5

11,7

прогн. – 

10,7

(-25%)

прогн. – 

10,0

(-30%)

9,5

(-33%)

9,0

(-37%)

Учтенное потребление условно— легальной водки и ЛВИ на душу населения  в год (л) (ЦИФРРА)

9,1

9,3

9,4

9,65

9,64

8,52

9,46

8,6

7,95

прогн.— 7,8

-14%

прогн. – 7,5 (рост МРЦ)

 

 

 

 

 

 Таблица Б:

— нижние две строки Таблицы вполне могут обрадовать медиков и борцов с алкоголем (все падает), если забыть про находящийся теперь  в подполье объем нелегальной, подпольной и суррогатной продукции; государство из легальной розничной торговли убрало «неприличных» граждан (чтобы не раздражали своим видом  приличных граждан в алкогольных отделах магазинов);  

— с 2001 по 2005 г.г. действительно виден какой-то процесс развития в России (как ни странно – его отражает стабильный уровень потребления легальной и нелегальной качественной заводской водки и ЛВИ в легальной рознице – на уровне 14— 15 л);

— административный кризис алкогольного рынка в 2006 году (с дефицитом алкогольной продукции)  мог вполне «толкнуть» часть потребителей в разные стороны, но именно с 2006 началось снижение учтенных средних продаж водки и ЛВИ в легальной  рознице. Могли сыграть свою роль:  естественная убыль населения старой закалки – потребителей мужского типа – водки (цена нелегальной водки в это время более чем доступна);  слабое воспроизводство потребителей водки (за счет «слабости» подрастающей  молодежи – коктейли, пиво, наркотики и т.д.) и т.д.; неточность любой статистики (демография, продажи и т.д.);

— итог: в 2010 году учтенные розничные продажи  водки и ЛВИ упадут на 25%— 27% к периоду 2001— 2005 г.; а в 2011 г. минимум на 30% к этому периоду.

Это не достижение  акцизной политики на рынке учтенно— легального алкоголя, а результат введения МРЦ. Механизм расчета МРЦ работает сам по себе, вставляя в формулу расчета ставку акциза. Даже нынешняя щадящая политика роста ставки акциза выведет реальную цену водки в 2013 г. на 140 руб. в магазине (осталось –то всего 2 года, что такого радикального может произойти в доходах населения), что серьезно ограничит сегмент потребителей продукции в легальной рознице и даст мощный стимул  создания  нелегальных производств на местах (без перевозки продукции в другие регионы).

Российская  потребительская  корзина  на 2011−2012 годы

Эта потребительская корзина формирует рынок не менее75  млн российского населения, 35 млн из которых употребляет ограниченно легальный алкоголь, но преимущественно вместо легального алкоголя нелегальный, подпольный и суррогатный. Перевести их в легальный сегмент можно только подняв уровень жизни.  Эта «корзина»  во многом определяет и уровень минимальной зарплаты, пособий и т.д.  Состав корзины установлен в 2005 и должен меняться раз в 5 лет. В 2011— 12 г.г. будут действовать прежние показатели.  Отказ от пересмотра состава корзины связан с тем, что с 2013 года предлагается перейти к определению потребительской корзины на основе применения нормативно-статистического метода, предусматривающего включение продуктов питания по нормам в натуральных объемах, а непродовольственных товаров и услуг — по их доле в общих потребительских расходах малоимущих семей. В набор входят 83 наименования товаров и услуг. Это основные продукты питания, в том числе хлебобулочные изделия и крупы, мясо, молоко, яйца, рыба, фрукты, овощи, безалкогольные и алкогольные напитки, табачные изделия. Кроме того, это цены на лекарства, одежду и обувь, предметы домашнего обихода, бытовую технику, жилищные услуги, воду, электроэнергию, транспорт. Россиянам предложат есть меньше картофеля, хлебных продуктов и яиц, но увеличить потребление мяса, рыбы и фруктов. По данным Росстата, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в России выросла в годовом выражении на 10,2%. В среднем по России «корзина» сегодня весит около 8 500 руб. (в Москве около 12 000). Минимальная зарплата на уровне 5 000 руб. Средняя величина прожиточного  минимума около 3 700 руб. до 5 000 руб. в зависимости от региона (на Камчатке – 10 000) – (один из российских статпарадоксов – прожиточный минимум в 2,5 раза меньше обычной потребительской корзины). Минимальный размер продуктовой корзины в основном от  2 200  до 3 000 руб. А при этом средняя зарплата в России около 20 000 руб. Население просто жирует.

И очень удачно опубликовала Кострома  некоторые свои данные. «Костромастат провел в  области выборочное обследование доходов домашних хозяйств, другими словами, семейных бюджетов. Среднедушевые доходы семьи в третьем квартале составили 11 тыс 868 рублей. Это, по сравнению с прошлым годом, выше почти на 50%». Речь, видимо, о среднемесячных показателях. За счет чего вдруг выросли у выборочного населения доходы за последний год в 1,5 раза? Что за взрыв доходов в Костроме?  В то же время это: в 3 раза больше прожиточного минимума; 1,4 потребительских российских корзины… Если не съездить в Кострому (особенно область), то все отлично… 

Тратить, как гласит статистика, костромичи стали больше всего на 10% (неужели 40% складывают на черный день?).  В структуре потребительских расходов незначительно увеличилась доля затрат на продукты питания и непродовольственные товары. Больше денег, по сравнению с прошлым годом, стали тратить на алкогольные напитки. А вот средства на походы в кафе и рестораны костромичи экономят. Расходы на питание вне дома сократились почти в 2 раза.

Так, что все социально – экономические предпосылки к сохранению и развитию подпольно— суррогатного рынка в России будут только нарастать по мере дальнейшего роста цен на легальную водку.

Чтобы оценить перспективы  насыщения своей водкой каждого среднего жителя  каждого регионов России, сверьтесь с Таблицей учтенных  продаж крепкого алкоголя в динамике 1998— 2009 г.г. Необходимо учесть следующее (Таблица 1):

— за счет падения объемов нелегальной водки в легальной розничной торговле на 45% в январе— сентябре, а по итогам года более чем в 2 раза, учтенный объем розничных продаж в 2010 году сократится примерно на 12%−15% (примерный объем на уровне 147— 150 млн дал);

— в 2011 году ожидать роста учтенных розничных продаж также не стоит (высокая официальная МРЦ в 98 руб. не позволит увеличить потребление легальной водки и ЛВИ. При большом желании государство может сократить долю продаж нелегальной водки в легальной рознице еще на 20 млн дал или на примерно на 14% до объема в 20 млн дал. В этом случае соотношение объемов в 2011— 2012 г.г. может быть в легальной рознице следующим: общий объем учтенных розничных продаж около 130 млн дал, легальной продукции около 110 млн дал. Таким образом, мы получим падение учтенных розничных продаж за 3−4 года со 180— 185 млн дал водки и ЛВИ до 130 млн дал. О судьбе выпавшего из легальной розницы объема пусть задумается государство. Захочет, может на этот объем снизить потребления алкоголя в России. В этом случае можно Голиковой докладывать Путину и Медведеву о победе в  антиалкогольной  компании, раздать ордена и медали победителям.

— в 2013 – 2014 г.г. легальный рынок водки тем более не должен расти (в 2011 официальная МРЦ – 98 руб.; в 2012 – 110 руб.; в 2013 г.— 122 руб.; в 2014 г.— 135 руб.). А с 2015 г. он еще  попадет и под давление  демографического спада лет на 5 минимум…

   Если говорить о коньяке, «каньяке» и бренди, то здесь ситуация следующая (Таблица 2):

— пусть реальные розничные продажи легального, нелегального и фальсифицированного продукта около 11 млн дал (нелегального около  1 млн дал);

— в 2010 году объем продаж составит как раз около 11 млн дал продукции; рост рынка в целом не более 5%; 

— в связи с введением МРЦ в 193 руб. в 2011 году и рост должен прекратиться, и  объем  должен упасть хотя бы на 5%−7% до 10,4 млн дал;

— источник дальнейшего роста объема этого рынка «иссяк» — отрезанной снизу минимальной ценой (в 2012 не менее 215— 220  руб. и т.д.); 

Вернувшись ненадолго в Кострому: согласно Таблице 1 розничные продажи учтенной водки  (легальной и нелегальной) в начале 2000−х в пределах 17 л.( 2004— 17,9 л; 2005 – 19,5 л на среднюю душу в год). С 2007 г. пошло падение— 15,5 л; 2008 – 13 л; 2009 – 12,1 л. Причем в это время никто с нелегальной водкой в России еще не боролся. Видимо, очень активно уходили потребители (в другие сегменты – к суррогатам, из жизни  и т.д.).

А вот по коньяку ситуация иная (Таблица 2): редкое обращение к продукту на уровне 0,1 л на среднюю душу в год до 2006; в 2006 – 0,2 л, а затем стабильный интерес к продукту группы населения 0,4 л с 2007 по 2009 г.г. на фоне снижения потребления водки. Но при этом потребление водки «снижал»  нижний социальный сегмент потребителей, уходя в суррогаты, а верхний примерялся к коньку… В данном случае – верхний – не только элита населения, а группа потребителей легального алкоголя.

Таблица 1. Учтенные розничные продажи водки и ЛВИ в 1998 – 2009 г.г. по регионам РФ.

 Показатели

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

 2009 к 1998 

Российская Федерация

14,7

15,2

14,6

14,3

14,5

15

14,5

14,2

13,8

13

12,5

11,7

79,6%

Центральный федеральный округ

15

15,2

15

15,6

16,2

17,3

18,2

17,6

17,4

16,3

14,9

14,7

98,0%

Белгородская область

10,8

10,3

10,1

9,5

9,4

9,7

10

11,1

12,4

11

10,1

9,3

86,1%

Брянская область

9,7

10,6

7,6

8

8,5

8,7

8,6

8,6

10,8

9,6

10,2

10,4

107,2%

Владимирская область

16,8

16,1

14,5

15,3

15,6

15,4

17,4

17

15,4

12,7

11,8

11,8

70,2%

Воронежская область

14,2

11,7

9,1

9,2

10,5

10,8

12,7

14

11,3

12,2

13,2

13,4

94,4%

Ивановская область

16,1

15,1

14,2

16,5

16,7

15,4

17,3

12,6

11,1

13,5

11,7

10,8

67,1%

Калужская область

15,6

17,7

9

12

12,2

9,1

11,5

14

11,4

12

11

10,4

66,7%

Костромская область

17,9

17,3

15,2

17,2

16,9

16,4

17,9

19,5

16,6

15,5

13

12,1

67,6%

Курская область

4,4

4,8

6,1

7,4

6,7

7,5

7,2

7,9

7,1

7,9

7,7

8,3

188,6%

Липецкая область

15,3

9,1

9,3

9,3

10

10,1

10,3

10,5

10,6

10,7

9,2

9,5

62,1%

Московская область

15,2

15,8

17,2

16,8

16,9

20,6

22

20,2

21,8

17,4

15,6

14

92,1%

Орловская область

11,8

15

14,8

12

11,1

10,5

8,3

7,9

7,6

7,6

8,7

8,9

75,4%

Рязанская область

14,8

14,8

13,3

13,5

12,4

12,6

10

9,4

9,4

9,6

9,5

8,5

57,4%

Смоленская область

14

16,4

21,2

23

25,4

25,7

24,8

18

18,2

13,7

14,5

13,8

98,6%

Тамбовская область

12,3

8,9

11,6

14

13,9

14,5

15,5

9,9

9,8

10,5

9,8

10,1

82,1%

Тверская область

8,9

17,7

17,1

18,4

21,2

19,4

20,5

19,9

18,2

16,6

15,7

15,4

173,0%

Тульская область

11,5

13

13,2

14,1

13,2

12,6

12,1

11,1

8,7

8,7

8,6

9

78,3%

Ярославская область

21,1

21,1

18,3

18,6

20,3

18,6

18,8

14,3

14,5

14,9

13,6

13,3

63,0%

г.Москва

18,9

18,7

18,8

19,7

20,8

23,2

24,6

25,1

25,1

24,4

21,6

20,8

110,1%