Главная >> ЦИФРРА


Запрет в России желанию не помеха…

2011-01-24 13:37:48
Каждый год приходится читать в СМИ о том, что «за десять дней официальных новогодних выходных Россия теряет около 840 млрд рублей». Расчет идет следующим образом: прогноз по ВВП на следующий год – 51,6 трлн рублей. «Зная, сколько мы не работаем, мы можем примерно оценить потери для экономики, цифра составит около 840 млрд рублей». «У нас доходная часть федерального бюджета составляет 17,2% от ВВП. 17,2% от найденных ранее 840 млрд рублей общих потерь – это 144 млрд, и это потери для федерального бюджета. Это в 2 раза больше, чем все расходы на культуру в федеральном бюджете на текущий год, к примеру». Как я понимаю— считают примерно так. В России официально на 2011 г. 248 общих рабочих дней при 10 днях каникул в январе. «Стоимость» 1 рабочего дня 208 млрд руб. ВВП. Условно можно было бы отдыхать в начале месяца всего 3 дня – 1 и 2 января, и 7 января. Вроде бы остается 7 (1,4 трлн руб.), но из 10 празднично-выходных минимум три дня упадут на обычные выходные помимо праздничных (1−2 дня совпадут). Вот и остается 600— 800 млрд руб. И якобы не полученные от них в бюджет 17,2%.

На затравку

Вопрос только один: неужели эксперты— экономисты, выдающие эти данные ежегодно не осознают, что в реалии никаких потерь в природе не существует. У нас что – дефицит какой-то продукции  в результате праздников возникает? Надо будет внутреннему или внешнему рынку или потребителю – произведут  до праздников или после… Так что экономика и бюджет России точно ничего не теряет. Другое дело – психологический фактор: социально – экономическая неустроенность 65% населения толкает его к избыточному потреблению алкоголя. Длинные праздники создают не причину потребления (причин и так достаточно), а, что гораздо важнее,  повод… 

Очень грустную статистику выдала наша Таможенная служба за 2010 г. Импорт в Россию товаров из стран дальнего зарубежья по итогам 2010 года составил в денежном выражении 197,33 млрд дол, что на 35,6% превышает показатель 2009 года. То есть, было в 2009 – 145,6 млрд дол (а это было падением к 2008 – на 36,8%), а в 2008 – 199 млрд дол. И доллары разные, но в жизни нашей ничего не меняется— российские деньги продолжают работать на западную экономику. А чего далеко ходить – российское виноградарство и виноделие – за эти 3 года  площади виноградников практически не выросли…

В самом конце года «РБК» дал материал об алкогольных итоговых событиях года, где назвал чуть ли не разочарованием года  (по оценкам экспертов и участников рынка)  затянувшуюся сделку по продаже компанией «Немирофф» своих активов. Внутреннее чутье (фактов у меня никаких нет, и даже слухов нет, только мои новогодние домыслы) подсказывает, что все как раз наоборот. Ситуация за почти год, прошедший с момента поиска покупателя изменилась для компании в целом не в худшую сторону (что бы не говорили на российском рынке дистрибьюторы), самое главное – политическая ситуация в Украине стабилизировалась, ожидаемого ухудшения положения  ряда самых крупных водочных компаний не произошло (и уже не произойдет). И если изначально речь в СМИ шла о продаже 70% бизнеса, принадлежащего двум из трех акционеров, то новая реальность уже окончания 2010 г. вполне могла убедить «немироффцев» не продавать контрольную часть бизнеса, а сохранить его за собой. Я предполагаю, что сегодня идут переговоры между владельцами «Немирофф» и «РУСТ» о сделке (если она состоится) при сохранении контрольного пакета (50%— 70%) и влияния у нынешних владельцев «Немирофф».  Возможно, даже обмена акциями (моя фантазия). Все предыдущие материалы ЦИФРРА на эту тему были основаны на обнародованном почти год назад желании компании продать 70% бизнеса с последующим возможным полным выходом из бизнеса. Вероятно, «немироффцы» изменили за последние несколько месяцев взгляд на проблему. Нет никакого смысла выходить из бизнеса, который чрезвычайно перспективен при хороших инвестициях в продвижение на мировом рынке. В общем – увидим, но затяжка сделка  меня как раз совсем не разочаровывает. А если еще вновь вернется в активный бизнес Грибов, то их тандем с Глусем  может очень много нового добиться и без слияний с российским капиталом…

Вслед за превращением проекта Приказа  руководителя РАР о техническим требования к складскому хранению алкогольной продукции (24 декабря) превратился  в письмо  из проекта ответ  ФАС на эти требования («ФАС России о Технических условиях к хранению алкогольной продукции», 28 декабря). Будем ждать продолжения, но надо было это письмо разослать и в адрес всех  создавших  в свое время  эти технические условия организации.

Плюс к этому –фундаментальный законопроект Госдумы. Если предположить, что его планируют принять в трех чтениях до начала «лицензионной реформы», то до середины марта он будет принят во всех трех чтениях. Останется всего ничего – чтобы закон кто-нибудь выполнил и проконтролировал.  Для обсуждения законопроекта  «в  соответствии с Решением Совета Государственной Думы от  25 ноября 2010 года № 247 в Малом зале Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Охотный ряд, д. 1)  27 января 2011 года в 11.00 состоятся парламентские слушания на тему: «Совершенствование законодательства в сфере государственного регулирования алкогольного рынка».  А после них прямая дорога к ускоренному принятию документа. До роспуска нынешний состав Думы  точно должен все принять. Принятие  мощного  алкогольного законопроекта станет «триумфом»  социальной алкогольной политики правящей партии. Все, что думаю о последствиях законопроекта – изложил в материале за 13.01.11 г.

Основной наплыв заявлений  желающих получить новую лицензию начнется со второй половины февраля (теперь вроде бы подача заявления только за 18 дней вместо 30). В основном срок действия лицензий истекает не позднее конца июня. В общем и целом (с учетом того, что ответ  любой госорган должен дать заявителю не позднее 30 дней на обращение)  период смены лицензий продлится не более 150— 160 дней. Рабочих не более 105 – 110 дней. Компаний не менее 2 500— 2 700. Придется РАР(у)  и его региональным управления проверять организации в режиме — не менее 25 компаний в каждый рабочий день в среднем.  Но раз государство поставило задачу провести административную чистку легальной розницы, а также легального рынка в интересах укрупнения операторов его легального сегмента, задача будет выполнена. 

Для самых продвинутых  — 13.01.11  Минэкономразвития опубликовало Проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»здесь.

Эксперты продовольственного рынка подводят итоги 2010 г. и действия Закона о торговле. Вывод— «закон не защитил поставщиков». Но год был еще достаточно спокойным – рост цен не носил такого мощного характера, который  получил в последние недели года (а это результат не только обычного предпраздничного  роста цен). Впереди в России год резкого роста цен на продовольствие, которому чиновники постараются законотворчески препятствовать.  ООН вообще не исключает  глобального мирового голода (например, в Индии цены на продукты питания выросли  на 18% уже в этом году). «По сведениям Всемирной продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в декабре 2010 г. цены на продукты питания достигли рекордных уровней. Эксперты связывают это с подорожанием сахара, зерновых и сырья для производства растительного масла. Экономисты  ФАО  не исключают  продолжение тенденции в этом году в случае неблагоприятных погодных условий. 

Раз рост цен неизбежен (согласитесь, что 1,5 дол в России за 1 кг картошки многовато). Значит, депутаты вновь возьмутся за закон о торговле. В самом невыгодном там положении сегодня алкоголь – по отсрочке и т.д.. Старый состав Думы уже закон трогать не будет, а вот новому составу в последний период перед выборами Президента точно «углублять» закон придется. Могут и положение алкоголя еще «углубить», и хаоса добавить…  

Очень внимательно слежу за всем, что происходит в специализированном нашем алкогольном ритейле. Хотя информации не так и много. Не так много специализированных алкогольных сетей в России;  очень много лет дружу с двумя владельцами таких организаций – одному из них Иванову  Г.Н завтра исполняется 50 лет –  (многие на рынке его знают еще как создателя  компании «Янтарная гроздь»), поздравлять его еще рано. Но сегодня меня гораздо больше интересует его сочинский розничный  проект – более 250 спецмагазинов и алкогольных отделов продовольственных магазинах  нашего черноморского побережья – в основном большой Сочи (компания  «Элен— маркет»). Он планирует увязать развитие своего проекта с проектом развития инфраструктуры нашего юга в плане подготовки к Олимпиаде и т.д.: перспективный развивающийся регион и перспективный проект. Очень интересно для изучения России и ее экономики…

А  в плане развития антиалкогольной деятельности нашего Правительства (а это программа реально бессрочная) через некоторое время   наши депутаты  точно вернутся к теме специализированной алкогольной розницы. Наш российский ритейл уже имеет две свои Ассоциации (одна для монстров, другая для российских средних сетей). Возможно, пора уже создавать и Ассоциацию алкогольного ритейла России. И превентивно начинать работать с нашим государством… А то ведь потом как всегда вывалят популистский законопроект и примут… 

Почему— то кажется мне, что после введения в жизнь алкогольного законопроекта старым составом Думы  новый ее  созыв с энтузиазмом возьмется за самогоноварение  для  усиления позиций подпольных производителей  ССЖ в промышленных масштабах. В разных регионах уже начинают такую «борьбу». Новосибирская область: «На двух последних сессиях (прим. местного Парламента) ушедшего 2010 года рефреном проходило — необходимы жесткие меры в борьбе с самогоноварением. До 80% бытовых преступлений в селе совершаются на почве пьянства. Алкоголь сверхдоступен. В каждом селе без исключения несколько «точек», где варят самогон. На него подсели не только мужики в годах, даже пацаны. С повышением акцизов и подорожанием водки ситуация, боюсь, только усугубится».

В действующем законодательстве РФ нет прямого запрета на самогоноварение, административная ответственность предусмотрена только за продажу уже готовой продукции. Согласно ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без обязательной для нее лицензии наказывается штрафом в размере от 500 до 2000 рублей. Кстати,  изготовление самогона с целью реализации может также классифицироваться по ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) или ст. 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, которые не отвечают требованиям безопасности). Максимальным наказанием по этим статьям является лишение свободы на срок от 4 до 10 лет — в случае если употребление самогона повлекло за собой смерть двух или более лиц. В общем, есть с чем бороться. И куда бедному крестьянину в основной своей массе податься – легальная водка недоступна по цене при его в ней потребностях, самогон попытаются отобрать…

От «Хортицы» ждали до Нового года подтверждения ее грандиозной программы в России, наименования предприятия, приобретенного компанией, которое призвано стать базовым производством для  России и дальнего зарубежья. Не дождались… Но дождались очередного эротического календаря на 2011 год («журнал Playboy и водка «Хортица» в третий раз выпустили ко-брендинговый эротический календарь»).      Питер сосульки побороть не смог, но  «предприниматели в 2010 году стали активнее на 17%. Выдано более 1,5 тысяч лицензий». Лицензионное управление в 2010 году продлило и переоформило на 17% лицензий больше, чем в 2009 году – 1 707 и 1 458 соответственно. Среди выданных лицензий: — на розничную продажу алкогольной продукции 1 624 лицензии  (это 95% от всех выданных лицензий- ; вот в чем основная работа  управления). Это на 14% больше чем в 2009  (1 415 лицензий, тогда это было 97% от всех выданных управлением лицензий). И хотя рост  выдачи может свидетельствовать не только о росте торговых объектов, а и об объеме переоформленных и т.д. лицензий, но желание участвовать в продажах алкоголя в Питере у организаций явно растет… Процесс не может не усилиться и по всей стране – особенно после НГ и того, как теперь практически любой фрукт продается  по цене равной или дороже водки… И ведь опять никому не придет в голову из антиалкогольных политиков, что это не столько водка дешева, сколько  фрукты в 3 раза дороже, чем должны бы стоить относительно наших и западных  минимальных и средних зарплат.

Северная Осетия оправляется после остановки своих алкогольных предприятий. «Северная Осетия в 2010 году увеличила на 25% поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики. Это дополнительные 1,5 млрд. рублей наших собственных доходов. Министерства и ведомства республики, муниципальные образования имели четкие планы-задания по обеспечению поступления налогов. В республике третий год подряд реализуется программа мобилизации доходов в консолидированный бюджет. Ее результаты — положительная динамика поступления собственных доходов и снижение зависимости бюджета республики от производителей алкоголя». Молодцы, а если бы еще продолжал работать «Исток», то сумма была бы на 1,5 млрд руб. еще больше…

И по поводу того, что «запрет в России желанию не помеха». Идею придумал не я (ей уже лет 300), а фразу я. Мы прекрасно самоорганизованные люди.  Новости из Твери:  «В Твери продают водку через интернет. Нововведение коммерсанты распространяют через социальные сети». Группа  любителей  водки «ВКонтакте» г. Тверь: «Тип: Организация;

Категория: Общие интересы – Друзья; Описание: Мы не продаем Алкоголь, вы платите лишь за доставку после 21.00, когда в магазинах уже не купить. Стоимость доставки 150 рублей + стоимость алкоголя. Сегодня у нас только водка».

Великолепно – все в реальном времени, не выходя из киберпространства… 

«Добавляются пользователи  в группу с большим желанием. Сначала количество не дотягивало до ста, теперь перевалило аж за 400 человек».

И ведь народная самоорганизация в России очень важна: введение запретов позволяет депутатам и чиновникам отчитаться о принятии мер по преодолению; бизнесу плакаться на свою тяжелую судьбу… А народу жить по своим законам, так как запрет не может сделать самого главного – снизить потребность в алкоголе желающего выпить человека… Я бы сказал – более того – разжигает желание… Но это уже из области психологии…

Провел Президент 13 января  заседание Совета при президенте по противодействию коррупции. И в очередной раз только убедились мы в непоколебимости коррупции в России. А ведь значительная часть  мер, вводимых  законопроектом, которые находятся вне РАР (орган  сможет контролировать только легальный сектор рынка), предполагает работу с ними всей государственной махины (тот же контроль за перевозками спирта). Мы изгоняем из легальной розницы «остатки» нелегальной продукции (пусть ее там 20% останется), мы усиливаем подпольный и суррогатный сегменты. Как  государство планирует заниматься этим сегментом рынка и обеспечивать безопасность и качество этого огромного объема  – вопрос остается открытым…

Правительство России приняло постановление «О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
Документом утверждено распределение субсидий в сумме 485 млн рублей, предоставляемых в 2011 году из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на софинансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения России. Таким образом, на формирование моего личного здорового образа жизни государство потратит 3 руб. 46 коп. в год. Не очень много (пусть лучше деньгами отдадут), если считать, что в виде акцизов с алкоголя государство получило (палец о палец не ударив) около 180 млрд руб.  А вся сумма «здорового образа жизни» — это 0,27% от собранных с алкоголя акцизов.

Ровно год назад  пожарники Москвы поставили раком всю московскую розницу, перестав ей выдавать документы для  московской  бюрократии, которая, в свою очередь, выдавала рознице алкогольные лицензии. Прошел всего один год. И вот 13 января «Мосгордума приняла изменения в региональный закон о лицензировании розничной продажи алкоголя, которым предлагается исключить заключение органов госпожнадзора из состава лицензионных требований и условий». Всего-то год  убивали чиновники нервные клетки у бизнеса… И федеральной власти было на это наплевать… И самое интересное, что до сих пор за это никто не наказан… И не будет.  Осталось отменить это положение по всей России. Хотя – будет же вводиться новый и единый порядок розничного лицензирования по всей стране… Может, не торопиться…

Если много последних лет создавал в декабре запасы бизнес – продукции со старой ставкой акциза. И дорожала  заметно только самая дешевая легальная водка, а прочая – не очень заметно, то теперь ситуация изменилась – со старым или новым акцизом продукт, а с 1 января цену на него изволь поднять до МРЦ. И МРЦ уже существенна в 2011 г. – 98 руб., а дальше – еще круче.  В прошлом  году народ мог не знать, что водка будет стоить минимум 89 руб. (да и не везде цену сразу подняли), потому запасы мог и не приготовить. Уже в конце декабря 2010 г. кто-то самый шустрый мог создать запас продукции на 10 дней праздников по старой цене. Но вряд ли многие догадались это сделать. Но уж на пороге 2011 – 2012 народ точно начнет это делать… Тем более, что вероятность введения МРЦ на весь основной алкоголь (вино и шампанское) на 2012 г. очень высока. Возможно, это станет поведенческим мотивом (дополнительным) и новой российской алкогольной традицией в самом дешевом сегменте алкоголя – предновогодние запасы алкоголя на все 10 дней праздников. 

Антиалкогольная компания как она есть, или почему ее нет 

Вроде бы в России идет антиалкогольная компания. Об этом говорят и «лидер нации», и Президент, и регулярно пишут СМИ. Это красивая предвыборная и вечная тема, которую омрачает только одно – реально очень сложная ситуация с потреблением алкоголя во вполне конкретных  социально— классовых группах населения (прежде всего малоимущие, безработные, сельские жители, сохраняется  перспектива  алкоголизации значительной  часть молодежи и женщин, малочисленные народы, богема и т.д.), перспектива снижения потребления алкоголя в которых связана прежде всего с условиями жизни населения. Нет как таковой алкоголизации России в целом, а есть — вполне конкретных социальных групп по вполне конкретным социально – экономическим причинам. Нет потребления в среднем 14 л спирта в год на душу населения старше 15 лет, а есть потребление около 11 л на душу в среднем в социальных группах умеренного для России потребления (не больше чем за рубежом, и эти группы тоже надо дробить на подгруппы), и есть около 40 л в среднем в группах  злоупотребляющих (а это 26% взрослого населения России) конкретных социальных групп и подгрупп.  

Нет  честного и серьезного анализа социально— экономических причин алкоголизации, а есть лишь восприятие ее как данности по причине доступности алкоголя (ценовой, возрастной, по времени, месту и т.д.). Проблема, якобы, вообще носит  не исторический характер, а чуть ли не случайная  и временная – последние лет 60 и все… 

С 1992 по 2009 об избыточной алкоголизации населения  говорили только медики и борцы – общественники.

Если говорить о показателях алкоголизации, то их  не много. Пусть даже будет общий средний уровень потребления алкоголя, в целом, в год на душу для сравнения с другими странами; средний уровень потребления в определенных социальных группах умеренно и неумеренно потребляющих (с подгруппами); оценка структуры потребления; если хочется правоохранительным органам – показатель преступности в нетрезвом состоянии. Вполне достаточно.

Вот эти показатели и надо бы снижать и совершенствовать: снижать потребление в целом; снижать потребление молодежью и женской частью населения; исключить потребление детьми; снижать потребление  в сегменте злоупотребляющих и прекратить потребление в этой группе суррогатов и подпольной продукции; повышать потребление натурального вина. Вопросы: как и кому?

Вести антиалкогольную компанию необходимо: экономическими методами; воспитательными методами; повышением ответственности самого потребителя (включая административную ответственность  даже ребенка за потребление до 18 лет – например, общественные работы) ограничительно – запретительными.  Понятно, что на экономические методы (рост доходов малоимущего населения) у государства денег нет, да и у бизнеса такой задачи нет – это чисто государственная социальная задача. Трудно и воспитывать потребителя – процесс длительный, да и как воспитывать нищего и полунищего без особых перспектив в жизни; на повышение ответственности самого потребителя государство не решается – зачем озлоблять электорат… И остается самое безобидное для алкоголизации населения, но шумное и яркое, медийное – введение ограничений и запретов. Создается иллюзия, что кто-то мешает вводить эти меры, а депутатам приходится за них сражаться… И иногда побеждать это жуткое алкогольное лобби… 

Общественное начало у компании было бурным – осень  2008 и передача «Общее дело». Тогда казалось, что все здоровые силы общества собрались вместе — побороть социальное зло. Общественные организации, религия… Очень хотелось на этой компании подняться и Общественной Палате (она считает себя органом, формирующим общественное мнение и национальную общественную  идею), РПЦ (этой организации тоже хотелось реабилитации после алкогольно— табачных скандалов середины 90−х – а причина их проста – финансовые церковные проблемы того периода; кроме того, РПЦ претендовала на роль организации формирующей новую национальную идею после того, как ни у правящих партий, ни у Общественной Палаты ничего с этим делом – идеей— не вышло).   У компании того периода (двухлетней давности) были уже и свои персоналии, которые могли подняться на волне компании на «общественный верх». Но в России  общественное движение вверх четко регламентируется – умных и грамотных, а также харизматичных вверх не пустят (они не имеют права создавать конкуренцию правящей группе государственных и общественных деятелей).

В результате антиалкогольная компания в России осталась без возможного лидера (несерьезно считать Президента или Премьера лидерами антиалкогольной компании). А ведь вопрос масштаба такого, что мог бы поднять лидера движения очень высоко… Кроме того, серьезный подход к антиалкогольной компании, в конце концов привел бы  к необходимости вскрывать истинные и реальные причины алкоголизации…  А это уже подрыв устоев  системы. У нас по этой причине даже профсоюзов нет (а те, что есть – «потешные»)…  Серьезная антиалкогольная компания могла породить серьезную общественную организацию, а такого быть не должно. Поэтому антиалкогольной компании в России нет…

Всерьез антиалкогольной компанией в России никто не занимается. Понимая ее бесперспективность, даже разработку Концепции «свалили» на РАР, задача которого регулирование алкогольного рынка, а не борьба с алкоголизацией.

Осенью  2008 еще  никто не понимал (даже Президент с Премьером), что пришел очень серьезный социально— экономический кризис. И денег даже на общественные антиалкогольные  программы – не будет…  А потому- ; остались пламенные речи депутатов и предположение о том, что ночной запрет и проверка паспортов (хотя пусть они будут) спасут ситуацию… Уже не плохо, что алкогольную проблему перевели в плоскость демографической ситуации… Осталось еще перевести все это в плоскость социальной экономики, мы все ближе подходим к этому (демография и т.д. приведут к этому через какое-то время).

Общественно – религиозный альянс «развалился» еще в 2009 (как и предполагала «ЦИФРРА»); что –то не поделили светские и духовные общественники… Как только иссякло государственное финансирование.  

В России накоплен огромный негативный опыт по проведению целого ряда антиалкогольных компаний.

Сегодня антиалкогольную  компанию ведут разрозненно и неэффективно  – нет ни ее центра, ни «мозгового центра» (при этом, безусловно, каждый решает в рамках компании свои задачи  на фоне борьбы за народное отрезвление – что усложняет и процесс консолидации, и саму компанию):

1. Высшее руководство страны – призывами к принятию мер; к сожалению, руководство не пошло по пути создания некоего (с функциями и полномочиями) пусть общественного, но постоянно действующего со штатным расписанием и госфинансированием органа по координации и финансированию антиалкогольной компании; не всегда создание органа приводит в России к дополнительной коррупции;  сегодня нет в России органа, которому можно было бы поручить  руководство антиалкогольной  программой, а не компанией; 

2. Органы государственной власти:

2.1 Законодательная высшая власть:

— Госдума – это плацдарм «политической»  борьбы депутатов за право остаться на следующий срок (кому не уготован этот пост «пожизненно»); идет соревнование за самый популистский проект; признать истинные причины алкоголизации – значит, признать ошибки социально— экономической политики; поэтому – оттуда самые громкие призывы, не имеющие под собой экономической базы и с общественным резонансом (например, ночной запрет— если бы эту меру не пиарили без конца депутаты разных уровней, то население ее практически и не заметило бы).  Создается мнение, что трезвому мышлению депутатов там мешает лоббизм алкогольного бизнеса, но все это в рамках одной правящей партии (пусть фракция правящей партии  в своих рядах сама и разберется с этим «позорным» явлением; в таком случае: это не лоббизм в рамках фракции, а лоббизм в рамках всей партии). Что предлагают депутаты: ограничение рекламы (в целом – правильная мера, если без перегибов);  запрет на пиво на улицах – работает несколько лет (в некоторых городах России штрафуют в год до 15% населения; а так – пьют везде и всюду); ночной запрет крепкого алкоголя (увы, но снижение продаж в легальной рознице случайно совпало с этим запретом – алкоголь стал слишком дорог в 2010 г. и покидает легальную розницу— в основном нелегальный); проверка паспортов у покупателей и наказание продавцов (эта мера подается с таким пафосом, что молодежь уже надежно ограждена от алкоголя – такое впечатление, что все мы родились сразу в пиджаках и галстуках, а молодыми не были); признание пива алкоголем (тоже нормально – но для регулирования пивного рынка, а для алкоголизации – ноль;  у нас САН были алкоголем все последние 15 лет, и пока не попали в акцизный кризис 2007 и не потеряли  подпитку со стороны молодежи «снизу»   за счет демографии – никто не мешал молодежи и САН); увеличение расстояний от школ и детских садов до магазинов; резкий рост ставки акцизов и высокая цена на крепкий алкоголь относительно минимальной зарплаты (у нас и сегодня самый высокий в цивилизованном  мире разрыв); вопросы ГМП на производство, розницу и т.д. (эти призывы «остыли» по мере снижения межпартийной борьбы между двумя правящими партиями, и остались на вооружении только у  «оппозиции»: КПРФ и ЛДПР, как наиболее острые формы  популизма; и т.д.

 — Совет Федерации -  наиболее  антиалкогольно настроен лидер СФ (даже сам лично разрабатывал законопроект о ГМП на спирт). В ходе выборов в Парламент свой пост, скорей всего, покинет  спикер Госдумы, а следом и руководитель  Совета Федерации.  Антиалкогольная тема ими отыграна…

2.2  Исполнительная власть:

-  Правительство в целом и его Правительственная комиссия по алкоголю (его фискально— антиалкогольная роль пусть в шутку, но очень точно изложена  Кудриным  — пьющие и курящие приносят государству пользу – это  после провала его предложений по резкому росту ставки акциза – он тогда еще не понял, что главное для Правительства сегодня не рост показателей экономики в процентах, а удержание всеми правдами и неправдами социальной послушной стабильности населения); реально Правительство антиалкогольными программами не занимается;

— Минздрав и Роспотребнадзор (эти организации призваны «заострять вопрос» и лечить алкоголиков; при этом РСПН 10 лет разрабатывал антиалкогольную Концепцию и даже после революционного заявления Голиковой о снижении потребления алкоголя в России в 2009 с 18 до 15 л спирта на душу продолжает настаивать на 18 л; антиалкогольного креатива этих организаций  хватило на предложение введения минимальной цены на водку на уровне 300 руб. и ролика для Интернета про Белочку (кстати, ролик интересный; почему бы его по ТВ не пустить, чтобы народ повеселить)….

— РАР (волею судьбы) – это просто назначили крайнего;  обязали разработать  Концепцию по борьбе с алкоголизацией; теперь РАР должен выполнять  несвойственные ему функции в разрезе борьбы за трезвость…

— Администрации регионов (эти изобретают свои  запреты и доводят высшие инициативы до маразма, как питерские депутаты – вопрос о работе магазинов в дни праздников по полчаса в день и т.д.); они на переднем крае борьбы с алкоголизацией, но у них на  подъем уровня жизни населения  денег все равно нет (потому и заставляют их продавать региональную собственность, что, в общем и целом,  является подписанием приговора  всем нашим эффективным госменеджерам). Есть вроде бы успехи в Чечне с этим делом, но Кавказ как и Восток – дело тонкое (там просто не выносят это на показ и не делают из этого культа).  

3. Общественные организации

3.1 Светского толка:

— Общественная Палата и общественно— религиозный совет по противодействию алкоголизации:   почти пустое место в общественной жизни России, созданное сверху, — никакого влияния на жизнь общества не оказывает. «Бытие определяет сознание», а потому формировать здоровую народную мораль и нравственность с этикой – очень сложно; эти органы могут приводить цифры бедствия, охать и ахать и требовать повысить цены на алкоголь – все;  

3.2  Религиозного толка:

— РПЦ: в церковь пришел  очень грамотный и разумный руководитель; система религиозной защиты системы власти отлично работает; и хотя наше руководство теперь все сплошь «верующее» (как сказал Горбачев – работают в церкви подсвечниками), а  народ в церковь стал ходить активнее и поститься в диетических целях тоже, роста влияния церкви на жизнь и общественную жизнь России РПЦ не оказывает; сегодняшняя трезвая паства религии – ее предел;

— мусульманское направление – это более серьезное влияние на свою паству, но попадающие из регионов компактного проживания мусульман в другие регионы, граждане привыкают жить по общим законам…

3.3 Антиалкогольного толка:

3.3.1 Радикальные организации: прежде всего  трезвеннические движения – за полный запрет алкоголя и т.д.; любой подобный радикализм вызывает  отторжение у абсолютного большинства, потому это направление не пользуется и не будет пользоваться  ни популярностью, ни поддержкой у населения;  

3.3.2 Умеренно – радикальные организации:  эти признают возможность существования алкоголя, придумывают различные теории, вроде  «Русского креста», защищают на своих работах диссертации и т.д.; выступают  за максимальную ценовую и т.д. недоступность алкоголя для населения;

4. Бизнес: этот должен  убеждать всех  вышеприведенных в своей социальной ответственности. А ведь именно здесь сконцентрированы «мозги» (а не в других группах антиалкогольного влияния); знания потребителя, мудрость маркетинга и рекламного воздействия на людей и т.д.   А   социальной отвесвтенностироживания в другие ивнее и поститься в диетичепрофильный алкогольный бизнес (это не совсем антиалкогольная компания для бизнеса – в рамках социальной ответственности— предупреждение злоупотребления, умеренное потребление, ограждение алкоголя от детей, воспитательные  программы для потребителей и т.д.) как ни странно мог бы стать катализатором этих процессов. Но не только как общий враг…

Сегодня алкогольный бизнес  отвлечен на вопросы фактической выживаемости (впереди алкогольная реформа); но потом вновь продолжится работа за развитие цивилизованности оставшегося бизнеса; понадобится спокойная обстановка для работы; а здесь умеренная легальная алкоголизация, а не чрезмерная (чрезмерную обеспечат нелегальный, подпольный  и суррогатный  рынки, которые будут выведены  из-под любого доступного учета), будет вполне достаточна для легального бизнеса.   

Ну а пока: нет ни центра, ни мозгового центра антиалкогольной компании… И она решает временную предвыборную задачу.

Зарубежье

Украина

Раньше нас начав опыты по введению МРЦ и даже дав за первые полгода работы этого регулятора (до 1 июля 2009) для нас положительный опыт, который и вдохновил Россию на принятие этих мер после создания РАР, Украина в ближайшее время откорректирует свои МРЦ (у них цены введены практически на любую продукцию, кроме игристых вин – почему-то).

Там, минимальные розничные цены составят в соответствии с проектом постановления:

 — Водку и ЛВИ – с 89,8 грн, до 102,50 грн за литр 100 % спирта (рост на 14,1%);
 — Коньяк три звезды – с 131,6 грн, до 152,39 грн за литр 100 % спирта (рост на 15,8%);
Коньяк четыре звезды – с 146,7 грн, до 167,41 грн за литр 100 % спирта (рост на 14,1% и разница в цене с коньяком 3 звезды – 9,9%);
 — Коньяк пять звезд – с 166,7 грн, до 187,98 грн за литр 100 % спирта (рост на 12,8% и разница в цене с 4 звездами – 12,3%, а с 3 звездами – 23,4%);

Украинцы все-таки пошли дальше нас с самого начала, установив МРЦ на разные «звезды» коньяка. Для нас это пока высший пилотаж. У нас 193 руб. на любой коньяк.  

Таким образом, минимальные розничные цены в магазинах на 0,5 л будут:

— водка и ЛВИ – 24,9 грн (на наши деньги – курс 3,77 руб. – 93,9 руб. при тупом переводе); — коньяк 3 звезды  — 30,48 грн (114,9 руб.);  коньяк 4 звезды— 33,48 грн (126,2 руб.);  коньяк 5 звезд— 37,6 грн (141,75 руб.).

Что еще обращает на себя внимание: советский период – разница в цене между водкой (4,12 руб.) и самым дешевым коньяком 3 звезды (6,5 руб.) – 58%; современная Россия: официальные цены 98 руб. и 193 руб. (разница в 97%), реальные цены в 120 и 220 руб. (разница в 83%); современная Украина: водка 93,9 руб., а коньяк 114,9 руб.  (разница в 22%).

Нынешняя МРЦ на водку у них завышена из— за высокой ставки акциза, которая и загнала опять во второй половине 2009 и 2010 г.г. не менее 30% рынка  в нелегальный сектор. Пусть она серьезно завышена, но ведь эта же ставка акциза двигает вверх и коньячные цены. И тем не менее каким-то удивительным образом разница в цене коньяка и водки становится минимальной. Как у нас до введения МРЦ на коньяк: водка самая дешевая была по 89 руб., а «коньяк» можно было в обычном магазине и за 120 руб. купить.

Вот поделились бы хохлы – как им удается такую незначительную разницу в ценах между разными напитками иметь…

Верховная рада Украины «запретила приватизацию государственного предприятия спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Укрспирт».  В Украине при нынешнем высоком уровне цен на легальную водку хохлы понимают, что 30% нелегального  рынка им все равно обеспечено. И госконцерн снабжал и будет снабжать  нелегальным спиртом    нелегальное производство водки (на легальность водки приватизация спиртовой отрасли не повлияет в лучшую сторону, а вдруг хуже станет си



Подписаться на новости
Распечатать новость для босса

Публиковать у себя: